Даже тот, кто никогда не был во Франции, наверняка слышал о Версале. Версаль — это символ монаршего торжества, его создал и в нем царил Король-Солнце, Людовик XIV, провозгласивший «Государство — это я!». В нашем туре «Прогулка по Парижу. Фестиваль Иль де Франс» мы посетим не только знаменитый Версальский дворец, но и Трианоны: Малый Трианон — любимое место уединения королевы Марии-Антуанетты, где в саду была устроена идеальная деревня из двенадцати домиков, и Большой Трианон — дворец, служивший для отдыха французских монархов от строгого этикета и шумного двора.
Уже несколько лет на территории бывшей резиденции французских королей организуются выставки современного искусства. Реакция публики бывает неоднозначной: консервативно настроенные граждане ожесточено протестуют против этого (наследник Людовика XIV даже подавал в суд на устроителей выставки), но многим, тем не менее, нравится. В 2011 году здесь была выставка французского скульптора Бернара Вене. Непосредственно перед главными воротами стояло вот такое сооружение, привлекавшее внимание туристов больше, чем, собственно, сам дворец:
Каждый раз я объявляла для группы конкурс на самый оригинальный вариант объяснения этой инсталляции. Условие одно: нужно придумать, как именно связано это произведение современного искусства с Версалем. За лучший ответ торжественно вручался маленький, но приятный подарок. Поразительно, насколько креативными бывали ответы:
- лучи Короля-Солнца Людовика XIV
- вечный огонь (т.е. Версаль должен стоять вечно)
- ладони, обнимающие и оберегающие Версаль
- ворота времени: до них мы находимся в нашем времени, пройдя же сквозь этот временной портал, оказываемся в эпохе короля Людовика
- рога мужей тех дам, которых облагодетельствовал своим вниманием Людовик XIV
- врата в рай (соответственно рай = Версаль)
- скорлупа яиц прошлого, из которых вылупилось настоящее
- проржавевшая монархия
- это остатки остова выброшенного на сушу кита, из костей которого строился дворец (!)
- подкова на счастье
- величие и лучезарность Людовика
- слияние времен
- конец рода (внимательный турист насчитал 16 свай в этой конструкции и связал с казнённым во время французской революции Людовиком XVI)
- символ беспорядочных любовных связей короля (ржавый = грязный, внебрачный)
- разорванные оковы власти
- венок на голове короля
- символ противоречий Версаля.
Возможно, и в этом году мы увидим в парке и дворце выставку современного искусства, и будем к этому морально готовы!
Автор статьи и фото: Ольга Крюкова