Российская Федерация занимает самую большую площадь в мире. На ее территории проживает более 160 национальностей, говорящих на собственных языках. Многие из них малочисленны и живут на небольшой территории.
Одним из таких народов являются калмыки. Калмыки родом из Центральной Азии, их предками были монголы. История калмыков отсчитывается с нач. XVII в., тогда от ойратов отделилось несколько семей и ушло на земли в устье Волги. Сейчас их около 200 тыс. чел.
Калмыками было создано несколько сказаний. Главный из них — эпос «Джангар», где отразились исторические события 1587 г. В этот эпос входят сотни стихов, воспевающих сражение с врагами. Одна из самых популярных песен эпоса, рассказывает о стране Бумба, где царит мир и счастье. В другом эпосе — «Сказание о Гесере» — говорится о справедливой борьбе за независимость. Калмыки в своем творчестве славили смелость, находчивость и доброту. Они высмеивали жадность и жестокость правителей. В народных песнях обычный человек выступает против тирании, защищая народ и побеждает.
Зул – древний праздник, переживший уже шесть веков. Его торжественно отмечают 22 декабря, когда увеличивается дневное время. Слово «зул» в переводе светильник. Это очень яркий праздник, зажигают много огней и костров. Калмыки считали, что эти огни подарят солнцу необходимую энергию и раньше придет весна. В буддистских храмах проводили гадание на весь год. На специальных валунах оставлялись дары богам.
Как только сходил снег, встречали весну праздником Цаган сар. Так отмечалось начало кочевания на сезонные пастбища. Весна считалась лучшим временем года. Изголодавшийся скот отъедался на изумрудных лугах. У жителей степей в изобилии появлялось мясо и молоко. Пастухи начинали заготавливать впрок сыры, кумыс и айран. К торжественному дню готовились заранее, потому что в сам праздник ничего делать было нельзя. Резали скотину, жарили фигурки-пожелания из пресного теста, развешивали перед кибиткой новые наряды, подготавливали подношения. Младшие с угощением посещали своих старших родственников. Раньше люди с полночи собирались у храма, ожидая первый луч солнца, и тогда к небу возносилась горячая молитва о благоденствии.
Праздник тюльпанов — молод, ему всего 30 лет. Отмечается в середине апреля, когда вся республика покрыта роскошным ковром из цветущих тюльпанов. Люди выбираются на природу, организовывают пикники, здесь же организуются концерты.
В первое полнолуние июня — праздник единства земли и воды. Люди несли подношения богам в буддистские храмы, просили о хорошем пастбище и здоровье скота. Ведь именно тогда люди были бы счастливы. Во время священного обряда собирали скот и брызгали на головы молоко или кумыс.
Калмыцкая древняя культура основана на поклонении и благодарности духам природы. Кочевой народ, занимавшийся скотоводством, стойко переносил жестокие снежные бури и обжигающий зной. Люди доверяли свою судьбу божественным духам солнца, луны, неба, земли. Они не обижались и не ругались на любую непогоду. Каждое природное явление, по их мнению, имело светлую сторону. Если начинался град, калмык торопился поймать первые три снежные горошины и положить в рот. По поверьям, так сохранится удача и здоровье, дарованные с небес в виде стихии. Во время любого праздничного события несколько капель чая преподносили небу и огню. Напиток разбрызгивали на четыре стороны.
Согласно легендам, звезды дарят жизнь и охраняют здоровье. Небесные светила считались живыми существами, нельзя было в их сторону показывать пальцем. Увидеть падающую звезду было плохим предзнаменованием, связанным со смертью. Чтобы обезопасить себя и свой род от грядущих несчастий, видя падающую звезду, нужно было сразу сплюнуть три раза через левое плечо.
Калмыки считали, что отраженный свет от созвездия Большой Медведицы помогает сохранить табуны от нападения хищников. А если кто-то совершал неблаговидный проступок, он должен был 7 раз прочитать молитву Большой Медведице. Так человек получал звездное прощение.
Жители степи почитали гром и молнию. Калмыки думали, что в грозу богатыри — Теля и Веля — сходятся в смертельной схватке на небе. При вспышках молнии и громыхании грома люди молились о своем спасении, сохранности жилища и стада. Если в чью-то кибитку попадала молния, то все поселение покидало насиженное место. Перед тем, как переселиться, люди совершали обряд жертвоприношения огню. Они долго молились, сбрызгивали молоком обожженную землю, снимая проклятие на будущее для тех кочевников, кто когда-нибудь решит здесь остановиться. Если от удара молнии погибал человек, калмыки говорили, что он понадобился богам, и душа его сразу оказывалась на небе.
В середине лета, когда палящее солнце выжигало траву, целые стада иногда гибли от голода. Калмыки просили небеса смилостивиться и послать им дождь. Старейшина поселения разводил большой костер на самом высоком холме, вблизи стоянки кочевников. В огонь он кидал масло, жир, брызгал в пламя молоко и чай — подношения небесным духам. При этом он читал молитву «Газран тяклгн». Природа часто отвечала благосклонностью. Через несколько дней живительная влага с неба орошала землю. Степь снова превращалась в зеленый ковер сочных трав.
В октябре, по калмыцкому календарю, наступал месяц мыши. Проводился обряд «кормления огня». Утром в каждой кибитке на протяжении 30 дней глава семьи кидал в очаг кусок мяса. Это действие он совершал до того, как хозяйка начнет готовить еду. В этот период не игрались свадьбы, не устраивались праздничные застолья. Люди боялись помешать огню, который мог навсегда покинуть их жилища.