Фигерас. Жизнь и любовь Сальвадора Дали

«Дон Сальвадор, на сцену!» — так восклицал, обращаясь к себе самому, великий испанский художник, гений мистификации и эпатажа, Сальвадор Дали, и сам себе отвечал: «Дон Сальвадор всегда на сцене!».

Так что не случайно лучшее и самое богатое собрание его картин и скульптуры, рисунков и инсталляций (более 1500 работ) находится не в обычном музее, а в сотворенном им самим Доме-Музее-Театре.

В Доме, где Сальвадор Дали прожил много лет, до самой своей кончины. В Музее, который они создавали вместе с Гала – его музой и единственной, на всю жизнь, любовью. В Театре, вернее, в том что осталось от театра Фигераса и что пришлось перестраивать и восстанавливать после окончания Гражданской войны в Испании.

Дали возродил из руин этот театр, он превратил его в дом для себя и в музей для своих коллекций с присущей ему гениальностью и фантазией, граничащей с безумием. «Единственное, что отличает меня от сумасшедшего, это то, что я не сумасшедший», — говорил о себе художник. Фантазия его и впрямь безгранична и зачастую выходит за рамки человеческого понимания.

Музей Дали

Перед входом в музей нас встречает известный каталонский писатель Пужольс. Фигура его изваяна (если так можно сказать о дереве) из сучьев и ствола старой покореженной оливы. Олива – символ мира, трудолюбия и жизни – нескончаемой, вечной; символ Испании. Хотите увидеть лицо Пужольса? Вряд ли вам это удастся. Над гофрированным воротником одеяния испанских грандов возвышается отнюдь не голова, а… яйцо. И это вовсе не ирония, не гротеск. Яйцо – символ великой и неиссякаемой энергии жизни, божественной и земной. Согласно многим легендам и мифам, именно яйцо породило жизнь во Вселенной. Воистину космический символ!

За спиной у мыслителя, на балконе над входом в музей – фигура Ныряльщика. Куда же он может нырнуть с балюстрады? – спросите вы. О, в каждом творении Дали кроются бездны неожиданных аллегорий. Вот и Ныряльщик – не просто парадоксальная фигура – нет, это символ погружения человека во внутренний мир, в глубины подсознания, в себя. По сторонам от него женские фигуры с батонами на головах – Парки, плетущие нити судьбы. Хлеб, основа всего сущего, появляется здесь неспроста. Он необыкновенно важен для Дали. Не случайно вся стена круглой башни Галатея покрыта комочками хлеба – Дали и Гала вместе трудились над этим орнаментом.

Произведения Дали и полотна художников из его личной коллекции расположены ярусами, словно зрительские ряды, вокруг бывшей сцены.

Это – Вселенная Сальвадора Дали – изменчивая, непостижимая, почти иллюзорная. Всё относительно в этом мире, — говорит нам Дали, все течет, все меняется, стоит лишь посмотреть под другим углом.

Вот – портрет его возлюбленной и музы Гала («Гала» означает «Праздник»; вообще-то она родилась в России и звали ее Еленой, но для Дали она всегда была праздником). Однако стоит отступить чуть подальше, и женское лицо исчезает, а там где оно было, неожиданно возникает портрет… Авраама Линкольна!

Вот тореадор и сраженный им бык. Подойдите поближе – и вы с удивлением увидите скопище бесчисленных мух – они-то и образуют обе фигуры – и человека, и животного.

Зайдите в зал Мэй Уэст, названный по имени голливудской звезды. На первый взгляд, ничего особенного – камин, ярко алый диван, фотографии на стене с видами Парижа; но попробуйте увидеть все это так, как увидел и создал Дали. Для этого нужно лишь пройти в уголок к пластмассовому верблюду и подняться по лесенке к линзе, подобной перевернутому биноклю. Приникните к линзе глазом – и диван превратится в ярко накрашенный рот, камин станет носом, а фотографии на стене глазами киноактрисы. Поистине волшебное превращение!

А внизу, в зале Рыбных Рядов, где в прежние времена находился рынок, можно увидеть портрет великого немецкого композитора Бетховена. Сходство изумительное, вот только писал этот портрет не Сальвадор Дали, а… осьминоги. Да-да, художник просто-напросто выпустил парочку осьминогов на чистый простор листа, и те, прогулявшись по нему своими щупальцами, выпустили во время прогулки черную жидкость, напоминающую чернила. Дали в свою очередь прошелся по их следам, ретушируя произведение собственными ногами.

И это лишь малая толика удивительных, необыкновенных, гротескных, а может быть, просто гениальных творений Дали.

Дали и Гала

Дом-Музей-Театр увенчан громадным прозрачным куполом. Как над Храмом Искусства или над усыпальницей императоров – так было задумано Сальвадором Дали. Это и вправду Храм, посвященный его удивительному искусству, а под куполом покоится сам художник.

В нескольких шагах от музея – очаровательная древняя церковка; в ее часовне крестили маленького Сальвадора, ведь здесь, в этом городе, он появился на свет. А дальше — старинные извилистые улочки средневекового Фигераса.

Дом был свидетелем счастья Дали; здесь он жил и творил, и Гала была рядом – его верная помощница, муза, жена. Его Праздник.

Когда она ушла, Дали часами бродил по дому – растерянный, одинокий. Вдохновение покинуло его вместе с той, которая в нем это вдохновение рождала. На прощание художник подарил своей любимой Елене-Гала замок Пуболь – там она и прожила последние годы – не с ним.

А когда с ней случилось несчастье – серьезный перелом, он привез ее в этот Дом-Музей-Театр (свидетель их горестей и радостей, их любви) и трогательно ухаживал за ней до последнего ее вздоха.

Гала завещала похоронить ее в замке Пуболь – Дали выполнил последнюю волю возлюбленной. Сам же он остался навеки один, в усыпальнице Дома-Музея-Театра: Дома, где он жил, Музея, который он создал, Театра, который он возродил.

Один? Нет, он вовсе не одинок. Ведь каждый день на протяжении десятков лет сюда приходят многочисленные зрители, поклонники его искусства. Они с ним, они рядом.

И кажется, под куполом звучат его слова: «Дон Сальвадор, на сцену! – Дон Сальвадор всегда на сцене!».

Увидеть этот необычный музей Вы можете в наших турах в Испанию: www.bontour.ru/countries/spain.html


Автор: Зоя Святогорова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.