Памятники архитектуры Великого Устюга XVII и XVIII веков
Строительство в Устюге Великом гражданских зданий из камня начавшееся с середины XVIII века, говорит о богатстве городского купечества и духовенства. Жилых зданий сохранилось сравнительно немного, но они сосредоточены на одном участке, в центре города, что дает возможность одновременно и видеть их и помогает перенестись в прежние времена.
Устюг был деревянным и имел запутанную сеть улиц и кварталов. Только в 1780 году был создан упорядоченный план города, «регулярный», как его называли. Этот план утверждала специальная комиссия каменного строения, состоящая из «отцов города». До «регулярного» плана в Устюге стояло всего несколько каменных домов, тонувших в беспорядочной пестроте деревянных построек. Духовное училище в Архангельском монастыре – самый ранний памятник гражданского зодчества, оно построено в 1725 – 1728 годах. Чуть позже (1734 – 1738 гг.) здесь было сооружено здание архиерейских палат. Сохранились в городе здание городской управы, государственного банка, двухэтажный с мезонином каменный дом Азовых, считающийся лучшим памятником устюжского гражданского зодчества, дом Кузнецовых, дом Шилова, построенный в середине XVIII века и несколько других.
Хотя жилые каменные дома возводились в Великом Устюге только с середины XVIII века, в них можно обнаружить печи, облицованные изразцами XVII столетия. Деревянные дома стояли 50–70 лет, потом ветшали, их разбивали, а изразцовую печь сохраняли и переносили в новый дом.
В старом деревянном Устюге первой половины XVII века было 28 церквей, все деревянные, кроме Успенского собора. К концу столетия их осталось 23, а каменных храмов стало уже 16. Церкви из камня строились в то время, как правило, в 1 этаж и о пяти главах. Впрочем, одна из них имела 11 глав (Вознесенская). Теперь в Великом Устюге нет ни одной деревянной церкви.
В 1919 году в Великом Устюге было 28 церквей XVII века, включая и монастырские. До наших дней сохранилось всего 14.
Характерные черты русского зодчества XVII века
Живописная компоновка основных форм здания, его несимметричная, но уравновешенная композиция. Одновременно с основным объемом здания к нему пристраивались дополнительные приделы, галереи, обходы, колокольни, иногда даже самостоятельные церковки. Русские церкви всегда были строги, украшений на них бывало немного, а тут появляется насыщенность декоративными элементами и измельченность архитектурных деталей. В предыдущем веке эти детали были крупными и применялись скупо, стены всегда были гладкими, обнаженными, а в XVII столетии мелкие украшения появились в таком количестве, что иногда покрывали все наружные стены целиком. Сооружения XVI века возводились из кирпича или из камня, иногда из того и из другого, поэтому постройки бывали красными, белыми, или расцветка их состояла из сочетания этих двух цветов.
В XVII же столетии стали широко применять полихромию, то есть церкви сделались многоцветными. Раскраска фасадов стала очень яркой, иногда вся поверхность стены обрабатывалась в цветную шашку. Это достигалось не столько кладкой, сколько раскраской. Краска эта кое-где сохраняется до сих пор.
В Великом Устюге стоит посмотреть Успенский Собор. Это самый древний памятник города. Стоит собор на набережной Сухоны, в окружении других церквей. Судьба у него была очень сложной. Впервые он был построен, как деревянный храм в 1290 году и через сто с небольшим лет сгорел при очередном пожаре в городе.
Построили снова, но во время нападения на Устюг новгородцев он был сожжен. В 1492 году по распоряжению новгородского епископа, соболезнующего о случившимся, возвел тут новую церковь ростовский зодчий Алексей Вологжанин. Жителям Устюга Великого она не понравилась – построена «кресьчатой», а не по заведенной традиции. Перестроили ее по-старинному, «круглу по старине о двадцати углах», что значит восьмигранную и с четырьмя прирубками. Опять сгорела церковь. Каменный Успенский собор возведен в 1658 году. Но и на этом дело не закончилось, его дважды реставрировали, да так, что мало что осталось от первоначального его вида.
Рядом стоит Прокопьевский собор, сооруженный в 1668 году в форме куба, и собор Иоанна Праведного (1658 – 1663). Обе церкви невелики, но построены со столбами, видимо, в подражание монументальным храмам Ярославля. К великому сожалению, оба эти сооружения, сильно искажены переделками. На кубе Иоанна Праведного красуются «классические» барабаны XVI века, алтарные окна украшены изразцами XVIII века, а лучшее украшение храма, его южный портал, выложенный резными деталями, напоминает, что храм возведен все-таки в XVII веке.
Церковь Вознесения (1648 г.) стоит отдельно от других и не похожа на остальные храмы города. Это один из самых известных и наиболее выразительных в художественном отношении памятников архитектуры Великого Устюга. Ее живописность, узорчатость, красочность вызывают восхищение. Церковь построена московским зодчим, вложившим в нее самое лучшее, к чему пришла русская архитектура в XVII веке. Входили в монастырь через святые ворота с надвратной Владимирской церковью, построенные в 1682 году. Теперь прохода через них нет. Надвратная церковь украшена резными наличниками окон, нарядными кокошниками, святые ворота радуют глаз живописностью. Все три пролета ворот разные, как и массивные столбы. Эта маленькая церквушка славилась исключительным богатством своего внутреннего убранства, тут была настоящая кладовая произведений искусства устюжских мастеров – затейливая резьба на дверях, металлические кружева «просеченного железа» на царских вратах поверх слюды с цветной подкладкой, небольшие старинные иконы местного производства, финифть (знаменитая устюжская эмаль), чернь, чеканка, филигрань, зернь – все, чем славился когда-то Устюг Великий.
Михаило-Архангельский монастырь, основанный в 1212 году монахом Киприаном, находится в центре города. Каменные здания появились в монастыре в середине XVII века, и он превратился в целый архитектурный ансамбль, состоящий из Архангельского собора, трех церквей, братских келий, настоятельских палат, трапезной палаты и других строений.
Сергиевская церковь (1739 – 1747 гг.) своим спокойным силуэтом и рельефными украшениями напоминает строение 17 века. Здесь совершенно замечательные многоцветные изразцы, украшающие ее печи.
Троицко–Гледенский монастырь, находится за пределами города. Он строился в то же время и теми же зодчими, только общая композиция у этого монастыря иная: в отличие от Михаило–Архангельского она симметрична. В соборе сохранился великолепный пятиярусный, тонкой резьбы иконостас XVIII века, представляющий огромную художественную ценность.
Памятников архитектуры XVIII века сохранилось девять. Некоторые церкви Великого Устюга, построенные в XVIII столетии, сохраняют еще общий облик строений предыдущего века. Так выглядят и две стоящие рядом дымковские церкви – Дмитриевская и Сергиевская, названные в честь Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Место это старое, храмы были когда-то деревянными. Дмитриевская церковь (1700 – 1708 гг.) украшена виртуозно сработанным пышным декором, идущим по фасаду, крыльцу, и особенно колоннами.
В городе Великий Устюг сохранилось 23 церкви, 23 архитектурных памятника XVII и XVIII веков.
Уезжая из Великого Устюга, увозишь с собой некоторую неудовлетворенность и досаду, вызванную тем, что архитектурные памятники XVII века в большинстве своем переделаны и утратили свой первоначальный вид. Эти переделки чаще всего относятся к барабанам и посаженным на них главам храмов. Великий Устюг в силуэте смотрится, как город, построенный только в XVIII столетии, из-за граненных барабанов, ребристых барочных глав и высоких вычурных шпилей. Сейчас памятники взяты под охрану.
Памятники русской архитектуры XVII века часто причисляют к итальянскому стилю барокко. При чем тут барокко, понять трудно, ибо русская архитектура XVII века совершенно самобытна и не связана еще с архитектурой западноевропейской, не считая мелких и поверхностных, чисто внешних деталей стиля 1690-х годов.
В начале 17 века в русской архитектуре произошел резкий перелом. Петр I стал строить Санкт-Петербург и издал указ о запрещении монументального строительства по всей России. Европейские архитекторы привезли с собой чуждые Руси архитектурные формы. Русское зодчество стало вытесняться классицизмом.
Приезжайте посмотреть на город: https://www.bontour.ru/tours/tours-to-russia/great-ustyug/