В провансальском городе Грасе старинный дом №14 на улице Жан Оссола принадлежит сегодня парфюмерной фирме «Фрагонар». Здесь располагаются несколько её офисов и музей.
Тут же, по прихоти писателя Дюма, в XVII веке жил королевский мушкетер д’Артаньян. Но это, скорее всего, художественный вымысел. Не мог же отважный искатель подвесок жить на парфюмерной фабрике!
В музее туристу поведают некогда строжайшие секреты выжимки, дистилляции и абсорбирования.
Первым пунктом экскурсии является выжимка — старый и простой метод, предназначенный для извлечения цитрусовых масел. Для этого надрезают кожуру апельсина, мандарина, лимона или бергамота и собственно отжимают ее.
Экскурсовод ведет туристов далее. Метод дистилляции применяют к более грубым растениям. Это могли быть деревья, травы, а также лаванда. Раньше растительное сырье с водой подогревали на открытом огне в дистилляционном аппарате, так называемом перегонном кубе. Водяной пар вбирал в себя пахучие летучие вещества растений. После охлаждения из конденсированной жидкости изготавливали эссенцию.
В середине XIX века метод усовершенствовали: высушенные растения клали на решетку над кипящей водой и прогоняли через них пар. Процесс мог занимать от нескольких минут до нескольких дней, в зависимости от сырья. За полчаса можно было дистиллировать четыреста пятьдесят килограммов лаванды; а такое же количество сандалового дерева, чтобы извлечь из него душистые эссенции, приходилось держать над паром восемьдесят — сто часов.
От перегонных кубов туристы переходят к странного вида деревянным рамкам. Экскурсовод поясняет, что куда более щадящим методом, чем дистилляция, является извлечение ароматов с помощью жиров, так называемый «анфлераж» (сегодня — абсорбирование). При холодном анфлераже стекло смазывают животным жиром без запаха. На слой жира выкладывают свежие цветы чашечками вверх. Жир вытягивает из них аромат. За несколько дней ароматические субстанции растений переходят в жир. Затем «использованные» цветы удаляют и вносят новые. Данный жировой раствор вновь продолжает напитываться. В конце ароматизированный жир, цветочная помада, обрабатывается отчищенным спиртом. Душистые вещества переходят в спирт и получается чистое эфирное масло.
Аналогичен этому метод масляного анфлеража. Льняное или хлопчатобумажное полотно пропитывают очищенным маслом и сверху выкладывают цветы. После впитывания ароматов масло отжимают. Оба метода хороши для нежных цветов, таких как жасмин, туберозы и фиалки.
При горячем анфлераже (сегодня — мацерация) цветы ссыпают в жир, подогретый до пятидесяти — семидесяти градусов, и варят. Из полученной массы также делают спиртовую вытяжку. Горячий анфлераж годится для цветов, чьи пахучие вещества испаряются лишь при высоких температурах, — poз, мимоз и флердоранжа.
Анфлераж сегодня практически не применяется, так как он требует серьезных временных и финансовых затрат.
Вместо него применяют экстракцию при помощи летучих растворителей, так сказать, усовершенствованный анфлераж. При этом жир заменяют растворителями без запаха — эфиром или бутаном. Растворитель насосом накачивают в большие аппараты и перегоняют его через растительное или животное сырье, которое размещают во вращающихся барабанах или выкладывают слоями на мелкой металлической сетке. Растворитель вытягивает из сырья, помимо эфирных масел, также красящие вещества и воск. Этот процесс повторяют несколько раз, после чего насыщенный растворитель дистиллируют. В результате дистилляции получают плотную массу. После этого спиртом отгоняют воск и получают концентрированное ароматное масло. Метод, разработанный в конце XIX века, применяют и сегодня. Таким способом впервые удалось связать строптивые душистые вещества ландышей.