КОНКУРС 2017: «Мадам, схвачу ваш образ на лету …». Монмартр. Пляс дю Тертр

С утра поехала на Монмартр. День такой теплый выдался.

До обеда ещё была осень, с туманом, похожим на овсяный кисель. А после обеда солнце яичным желтком растеклось по небесной сковородке и пустило на волю своих веселых «зайчиков». Рестораны, кафешки и бистро расстегнулись на все «пуговицы», зазывая народ. Но гуляющая публика занимает места в «партере» — уличные столики с видом на пляс дю Тертр.

Пляс дю Тертр (площадь художников) — одна из двух главных достопримечательностей Монмартра. Вторая главная (для кого-то, возможно, первая) базилика Сакре-Кер, что венчает Монмартрский холм, как воздушное безе — праздничный торт.

Два поворота налево за Сакре-Кер, и вы — на пляс дю Тертр, где вас за ваши деньги изобразят в любом виде, жанре и технике, от смутного, еле различимого абриса за 15 евро («мадам, понимаю, торопитесь, не переживайте, схвачу ваш образ на лету») до портрета от 50 евро и выше, со всеми деталями и подробностями вашей наружности, причём, о некоторых из них до сего дня вы не подозревали:

— «Совсем не похожа».
– «Мадам, это ж не зеркало, а картина».
— «Первый раз в жизни себя не узнаю».
— «Мадам, вы себя плохо знаете».

Мерси боку за такие откровения. Постараюсь узнать получше.

Искать «ускользающую натуру» портретисты с пляс дю Тертр начинают на подступах к «своей кормилице», меня схватили за рукав на крохотном пятачке — пляс де комедьен (в переводе актёра) Жана Маре. Сейчас, наверное, мало кто помнит харизматичного красавца — Эдмона Дантеса, журналиста Фандора из «Фантомаса». Экранный герой-любовник — голубая (в прямом смысле) мечта всех советских женщин — в жизни был многолетним любовником режиссера Жана Кокто.

Как только туман рассеялся, и солнце брызнуло на мольберты – «натура» сама потянулась на пляс дю Тертр. Кому охота позировать, сидя на складном стульчике как ёжик в тумане?

Художники с пляс дю Тертр напоминают колонию престарелых хиппи. Наряды соответствуют жизненной философии — эклектический винегрет из стилей, жанров, эпох с полным пренебрежением к окружающей действительности. Венчает живописный прикид ковбойская шляпа, клетчатое кепи, цыганская шаль, монтера (тореадорская шапочка) — кто во что горазд — как завершение найденного художественного образа.

Добавьте к этой живописности поджимающие пляс дю Тертр с четырёх сторон узкие улочки, кукольные домики 18-19 столетий. Не хватает только уличной шансонетки с корзинкой фиалок — и вот вам готовые декорации к оперетте Кальмана.

Экзотический букет творческих личностей на пляс дю Тертр — не означает, что любой может здесь пристроиться со своим мольбертом и изображать из себя Тулуз-Лотрека. Кстати, он тоже когда-то здесь зарабатывал на хлеб с маслом или на кофе с круассаном. В компании с Ван Гогом, Пикассо, Ренуаром и многими другими не менее известными личностями. Чтоб получить пропуск на пляс дю Тертр — надо выдержать полуторачасовой экзамен на профпригодность перед Советом художников Монмартра (это что-то типа здешней мафии), заплатить за место 280 евро в год и не опоздать подать заявку, потому что количество мест на пляс дю Тертр лимитировано — 289. А я еще удивлялась отсутствию юных дарований. Думала, может, современный дух практицизма начисто убил вкус к богемной жизни? Да и не каждому по здоровью богемная жизнь. Нет, чужие, тем более юные, здесь не ходят. Мастодонты не пустят.

Есть на Монмартре ещё одна достопримечательность (нет, их гораздо больше, но обо всех же не напишешь). Смешной розовый домик с зелёными ставнями (прямо декорация к сказкам матушки Гусыни) на пригорке, что прячется за маленьким виноградником, — есть последнее кабаре Парижа «Au lapin agile» («Проворный кролик»), где сидящие меж зрителями актеры поют французские песни под аккордеон и пианино. Зрители им, естественно, подпевают (знание французского желательно, но необязательно), в конце вечера уже непонятно, кто зритель, кто — актёр. Кстати, Шарля Азнавура в своё время не взяли в труппу «Кролика» по причине безголосости.

Кабаре «Проворный кролик» (на столетней вывеске Андре Жиля — кролик резво выпрыгивает из кастрюльки, где из него хотели сделать ужин, да ещё бутылку вина прихватывает) имеет всемирную известность. В начале прошлого столетья здесь зажигала парижская богема, общежитие которой находилось неподалёку. За свой ужин Пикассо и Модильяни, Ренуар и Утрилло иногда расплачивались картинами. Когда жильцы богемной общаги пребывали, мягко выражаясь, в нетворческом настроении, у «Проворного кролика» их всегда поджидал котёл c бесплатным горячим супом. Таким образом, гении не умерли с голоду, сохранив себя для искусства.

Уже в который раз наведываюсь в гости к «Кролику» и никак не могу попасть внутрь. По той причине, что в «кроличьей норе» ну просто невозможно разместить всех желающих со всего мира, что хотят проникнуться духом «золотого века» парижской богемы, выпить рюмку вишневой наливки под французский шансон.

… Ладно, на лавочке посидела, за ручку двери подержалась, прониклась богемным духом и вперёд.

Автор: Ольга Старостина (Варганова)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ, Вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных