Милан – древний Медиоланум, что означает «Посреди равнины». Он и впрямь лежит посреди Паданской равнины – самой обширной на Апеннинском полуострове, той, что простирается от берегов реки По – главной реки Италии.
Полуостров со всех сторон окружен морями: Лигурийское, Тирренское, Ионическое, Адриатическое. Со всех – да не со всех! На севере высятся Альпы – один из высочайших в мире горных хребтов. Так что гости – и званые, и незваные, в основном, собираясь нагрянуть на полуостров, выбирали именно этот путь, предпочитая его морскому (как правило, они были неважными мореплавателями). Через горы, разумеется, тоже не так-то легко перевалить, зато за перевалом ждала награда – плодородная равнина, а на ней – богатый цветущий Милан – «Замок полуострова», как его называли в те времена, открывавший путь к центру Италии, к ее сердцу – Риму.
Гунны, лангобарды, тевтонцы – все они, устремляясь на полуостров, проходили этим путем. Фридрих Барбаросса, не сумев ни открыть, ни взломать замок, преграждавший ему путь к Риму, уничтожил гордый Милан, стер город с лица земли, уподобив его Карфагену, обращенному в прах римлянами.
Однако Милан, точно сказочная бессмертная птица Феникс, возродился из праха, став еще богаче и краше.
Уже в 11 веке здесь процветали самые разнообразные ремесла: Милан славился и искусной выделкой кож, и тканями, и чеканными ювелирными украшениями. Тогда-то и родилась поговорка: «Богат, как миланец».
Кстати, и сегодня Милан называют второй после Рима столицей Италии – напоминает соперничество Санкт-Петербурга с Москвой, не правда ли? Это город, где для каждого найдется работа и достойный заработок, так что в поисках и того и другого сюда устремляются итальянцы со всех концов полуострова. Банки, торговые центры и самые разнообразные предприятия – всё это современный Милан.
А в те давние времена… Первые, еще в 11 веке, коммуны, облекшие властью народ. Простолюдины, не имея представления, как нужно править, призвали на помощь благородных синьоров – герцогов. Так появились и первые тирании.
Однако герцоги, они же тираны, не только управляли твердой рукою; они украшали Милан, превращая его в один из красивейших городов на Апеннинском полуострове.
Именно тогда, во времена тирании Висконти, принялись возводить (1386 год) невиданное беломраморное чудо – Собор-Дуомо. Строили, как говорится, всем миром. Цехи сапожников и пирожников, каменщиков и лекарей выделяли людей для возведения собора. А чтобы работа спорилась, музыканты играли на флейтах, услаждая слух строителей, а девушки в белых платьях пели и танцевали, услаждая их взоры. Вот уж правда: «Нам песня строить и жить помогает!». То ли и впрямь помогли песни с танцами, то ли упорный труд дал плоды, но собор получился невиданной красоты (правда, строительство затянулось на много столетий).
Его интерьеры и шпили украшает около трех с половиной тысяч скульптур: святые и герои, ангелы и чудовища; среди них можно увидеть и знакомую нам персону Владимира Мономаха. И над всеми царит Мадоннина – Мадонночка, как ласково называют миланцы Деву Марию, свою любимую покровительницу. Ее позолоченная скульптура (высотой более 4 м и весом почти 400 кг) сияет на самом высоком шпиле на фоне неба.
Собором любуются не только туристы и жители города, но и Виктор-Эммануил II, первый король объединенной Италии. Памятники этому королю-объединителю можно увидеть в каждом уважающем себя итальянском городе и, как правило, на самом почетном месте. В Милане он – не вздыбленном коне – в центре площади перед собором.
По левую руку от короля – роскошной Пассаж – первый в Италии и один из первых в Европе – с благодарственной надписью над аркой: «Виктору-Эммануилу II – миланцы». Коротко и ёмко. Пассаж называют «Салоном Милана» — и неспроста. Здесь множество роскошных и дорогих магазинов, бутиков и кафе. Правда, здесь же – Дом книги Милана; недаром Милан называют самым читающим городом Италии (и снова приходит на ум сравнение с Санкт-Петербургом; кстати, Милан и Петербург – города-побратимы).
В одном из кафе Галереи собираются в ожидании спектакля завсегдатаи всемирно известного театра Ла Скала. Театр рядом – достаточно выйти из Пассажа на небольшую уютную площадь. Внешне он выглядит скромно, а вот убранство! И конечно же, великолепная акустика. Даже если в театре нет в этот вечер спектакля, вы сможете полюбоваться его интерьерами, посетив театральный музей Ла Скала.
С высокого постамента на театр взирает Леонардо-да-Винчи, окруженный своими учениками-леонардесками. Великий флорентинец оказался здесь не случайно; в свое время герцог Лодовико Моро радушно пригласил его к своему двору, оценив Леонардо не только как художника, но и как интересного собеседника. В Милане, в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие осталась на память о тех временах фреска художника «Тайная Вечеря».
Милан – прибежище гениев. Леонардо-да-Винчи, Джузеппе Верди (юный Верди учился здесь, стал композитором, а театр Ла Скала стал свидетелем и его неудач, и его триумфов), Микельанджело Буонаротти. «Пьета Ронданини» — эту последнюю, незавершенную, щемящую душу композицию ваятеля, ныне можно увидеть в одном из залов Замка Сфорцеско.
Замок – старинная резиденция герцогов Сфорца, напоминает, скорее, могучую крепость. Зубцы его стен и башен, каменные ядра и ров – воистину, герцоги были во всеоружии, радея о покое и процветании Милана.
Древнюю резиденцию герцогов окружает прекрасный парк Семпионе. Цветники и зеленые лужайки, купы деревьев и кустарников раскинулись там, где прежде был плац для военных учений. Тут же высится Арка Мира; задуманная Наполеоном как символ военных побед и триумфов, арка стала воплощением миролюбия и покоя.
Так и Милан – некогда накрепко запертый от недругов «Замок полуострова», ныне превратился в магический Ключ, радушно приглашающий желанных гостей полюбоваться своими красотами, открывающий им путь к сердцу Италии.
Автор: Зоя Святогорова